Всем привет! Ни для кого не секрет, что рынок труда меняется. Разработчики вынуждены искать новое место, потому что их работодатели покидают Россию или урезают штат. Мы решили поговорить про собеседования, так как в последние месяцы к нам приходили на собеседования немало мобильных, frontend- и python-разработчиков из крупных компаний — и мы видим, что не все кандидаты справляются с самопрезентацией, даже очень сильные.

В материале расскажем о том, как проходят собеседования с клиентом в аутстаффе (и не только) и как разработчику чувствовать себя уверенно и не бояться интервью.

До собеседования

Если мы говорим об аутстаффе, то подразумеваем, что заказчик уже предварительно выбрал вас из предложенных кандидатов и доверяет вашей компании-работодателю. Его цель — не устроить вам экзамен, а убедиться в правильности выбора. Смотреть будут скорее на то, как вы реагируете на неожиданные и нестандартные задачи, насколько комфортно с вами работать и общаться.

Команда оценит вас, а вы познакомитесь с командой и интервьюером (как правило, лидом проекта). Никто не хочет чтобы одна из сторон оказалась в некомфортных условиях.

Что нужно знать о проекте до знакомства?

До беседы с клиентом ваш аккаунт-менеджер расскажет, на что конкретно обратить внимание, и будет присутствовать на собеседовании. У вас заранее будет полная информация о проекте: версии языков или фреймворков, структура команды, описание организационных процессов, данные о наличие легаси и документации, тестов.

Изучите все, что вам передал менеджер, и подготовьте вопросы, которые хотели бы уточнить. Интервьюеры иногда спрашивают: «Что вы знаете о нашем проекте?» Ответ в духе «Не знаю, кто вы и зачем я здесь» вряд ли порадует вашего собеседника.

Как рассказать о своем опыте?

Многие испытывают проблемы с самопрезентацией и теряются, когда слышат вопрос «Расскажите о ваших последних проектах». Это нормально. Чтобы звучать более уверенно, подготовьте заранее текст о двух-трех проектах, с которыми вы недавно работали, по такому шаблону:

  • Общее описание проекта (2-3 предложения). Система отображения графиков…
  • Проблематика / фича (2-3 предложения).  Чем занимались непосредственно вы. Был затык с тем-то…
  • Решение. Реализовывал с…, применял инструменты…, научился… , другие результаты.

Шпаргалка пригодится вам на собеседовании.

За пять минут до старта

Заблаговременно проверьте работоспособность вашего оборудования и подключайтесь на встречу с включенной камерой. Визуальный контакт — это важно.

Во время собеседования

Что оценит клиент и о чем говорить?

На собеседовании вас, скорее всего, спросят о последних проектах, на которых вы работали. Даже если вы полностью погружены в проблематику и готовы повторно написать код, хоть разбуди вас среди ночи, на собеседовании легко впасть «в ступор», не зная с чего начать ответ. Поэтому не стесняйтесь пользоваться заранее подготовленной шпаргалкой, о которой мы говорили выше.

Если вам кажется, что на вопрос вы уже развернуто ответили и боитесь, что можете наговорить лишнего, не стесняйтесь спросить, достаточно ли такого ответа.

Все интервьюеры положительно относятся к вопросам о проектах, клиентах, используемых технологиях, поэтому не сомневайтесь и спрашивайте — общее впечатление от вас будет более приятным. Уточняйте, как организована работа на проекте, какие задачи необходимо решать именно вам, какие библиотеки и инструменты будут использоваться. Так вы поймете, насколько этот проект отвечает вашим целям и навыкам.

Что будет лишним на собеседовании?

Стоит аккуратно упоминать о фрилансе и соло-разработке. Иногда эти слова могут обесценить крутой опыт. Практика показывает, что такой опыт редко оценят по достоинству, зато вас могут записать в «некомандные игроки».

Небольшой лайфхак, чтобы избежать предвзятости — не используйте термины фриланс / side / pet. Лучше акцентируйте внимание на технических решениях на проектах. Упоминайте конкретные бренды, названия проектов и продуктов, в разработке которых вы принимали участие, не стесняйтесь их называть, если это не противоречит NDA.

Разработчики — живые люди, каждый имеет право на собственное мнение. Какая-то технология может нравиться больше, какая-то меньше. Но оставьте обсуждение своих предпочтений на потом, не ругайте какие-либо технологии, даже если очень хочется. Во-первых, вполне может оказаться, что ваш собеседник придерживается противоположных взглядов. А во-вторых — предвзятость к любой технологии характеризует разработчика не с лучшей стороны. Помните, ваша цель — продемонстрировать знания и узнать о проекте, а не изменить мнение интервьюера.

В разговоре с клиентом во время собеседования вы можете столкнуться с ситуацией, когда он откажется уточнять детали проекта, потому что тот находится под NDA. Это нормально, и не стоит давить на собеседника — раскрыть подробности он все равно не имеет права, а вот негатив от настойчивости не пойдет на пользу ни собеседованию, ни дальнейшему общению.

Наконец, помните, что собеседование вы проходите от лица аутстафф-компании, поэтому все организационные вопросы решаются через руководство. Не нужно обсуждать с клиентом условия работы, график, размер и способ оплаты — за это перед вами отвечает ваш прямой работодатель.

Что делать, если вас спросили о том, в чем вы не уверены?

Если вам задали вопрос, а вы не можете сразу дать конкретный ответ — не впадайте в ступор и не молчите. Рассуждайте вслух: «Я использую такие инструменты в этих случаях, я бы реализовал данную задачу таким образом…» Так ваши интервьюеры поймут, что помимо реальных знаний и опыта вы умеете размышлять на заданную тему и искать решения. Это хороший софт-скилл, который действительно высоко ценится.

Незапланированные ситуации

Чаще всего о том, что понадобится трансляция экрана или лайфкодинг во время собеседования, сообщают заранее. Но иногда сам ход беседы подталкивает к этому, и нужно быть всегда готовым к неожиданным задачам. Если вас просят подтвердить навыки в режиме реального времени, заявить: «Мы так не договаривались» — кратчайший путь к провалу собеседования. Будьте гибким и готовым идти навстречу клиенту.

После собеседования

Итак, этот важный этап позади. Что дальше? Ответ зависит от итогов. Если клиент понял, что вы — именно тот разработчик, какого он искал, а вы заинтересовались предложенными задачами, то вас ждет процесс онбординга в новый проект, знакомство с новой командой. Но контакт с аутстафф-компанией не прекращается: она продолжает поддерживать разработчика, помогает решать спорные ситуации и обеспечивает комфортную для работы атмосферу.

Что происходит, если вы не подошли клиенту?

Первое и самое важное — неудача на собеседовании никак не влияет на вашу оценку как разработчика. Просто иногда люди не подходят друг к другу, это нормально. Ваша задача — вместе с аккаунт-менеджером и тимлидом проговорить и разобрать вопросы клиентов и свои ответы, найти слабые места и определить точки роста.

Отрицательный опыт — это информация для осмысления и самосовершенствования. Если вы готовы работать над собой, новый клиент и новый проект не заставят себя ждать.

После собеседования аутстафф-компания обычно запрашивает у заказчика развернутый фидбэк по каждому пункту. Его используют для доработки индивидуального плана развития специалиста.

Остались вопросы или есть свои советы, как пройти собеседование с клиентом? Пишите в комментариях.