Последнее несколько лет тема лидерства активно обсуждается среди HR, Топов и простых сотрудников. Про то, как стать лидером пишут книги, типы лидерства обсуждают на конференциях, тренинги по лидерству пользуются огромным спросом.
Лидерство стало модной индустрией. И как в любом модном течение вопрос «зачем», отходит на последний план и теряется, где-то в тени мастистых гуру.
К рассуждению на тему целесообразности формирования из себя качественного лидера меня подтолкнула книга Dmitri Simonenko «Управляя кризисом». Очень хорошее руководство для владельцев бизнеса и ТОПов, которые болеют за дело, которым управляют. И серия постов Аркадий Теплухин про лидерство.
Быть лидером – это огромный труд. И скажем честно, далеко не всегда оправданный. Для рутиной работы, выполнения KPI и планов, лидерство не является обязательным условием. Достаточно быть специалистом и руководителем, который умеет вовремя и прикрикнуть или выписать премию. Руководителю проще менять фирмы и двигаться по позициям, потому что нет огромного труда, вложенного в создание команды и себя самого. Руководить, а не лидировать – это рабочая модель. Даже в крупных IT далеко не все начальник отделов и высшие менеджеры супер-продвинутые, обращающие внимание на развитие сотрудников, дающие конструктивную обратную связь тпд.
Лидерство нужно не для создания карьеры или зарабатывания денег. Оно нужно, чтобы изменить мир и себя вместе с ним.
Лидера определяет:
1. Видение: продукта, компании в горизонте десятка лет, рынка и тд
2. Желание оставить след в истории и памяти людей.
На мой взгляд, и в книге косвенно об этом говориться, без желания хоть чуточку поменять мир, в какую сторону второй вопрос, лидером стать невозможно.
Для того, чтобы реализовать оба пункта нужна команда. А для создания и управления командой – нужно быть лидером.
Почему именно так?
На пути к своей цели придется проявлять твердость и гибкость одновременно. Твердость, чтобы не дать сбить себя с намеченного пути, умения убирать из команды тех, кто мешает и добавления тех, кто будет вас поддерживать. И гибкость, чтобы слушать коллег, уметь находить выходы из трудных ситуаций, находить общий язык с очень разными людьми.
В стандартной бизнес-ситуации, указанные выше, качества используются спросом в значительно меньшей степени, нежели умение держать нос по ветру или гнобить окружающих.
Умение работать над собой – важнейшее качество лидера. И это не про самообучение или набор новых скилов – это про возможность допустить, что ты не прав, что чья-то картина мира вернее.
Поменять себя на уровне даже самых простых привычек очень сложно, чего уж говорить про серьезные моменты на уровне характера или мировоззрения.
Обычной такие требования к руководителю предъявляются только в момент кризиса, а он у нас не каждый день на дворе. 🙂
Быть лидером сложно, нервно, очень эмоционально затратно.
Но! чувство, когда твоя команда идет за тобой – бесценно!