Почитал за вас расшифровку трёхчасового разговора Сергея Бережного, главного за отношения с разработчиками в Яндексе. Компания в сложнейшей ситуации – одновременно выдерживает линию государства и при этом пытается сохранить имидж свободной компании для своих кадров.

Что показалось мне интересным (в скобках мои комментарии):

– Нашумевший уход Самсоновой в знак протеста – просто хайп на повестке, она и так уходила из компании. А Бобук в принципе был на номинальной должности. (от меня – звучит жестковато, это ж коллеги твои)

– Этично ли работать в компании: заниматься развитием высокотехнологичных бизнесов (и пойти на “сделку” с государством) или потерять возможность. Компания слишком слаба, чтобы противостоять государству. Мы считаем, что можно стоять в стороне и у нас получалось. Если бы Яндекс пошёл на конфликт – его попилили бы по кускам и рассовали бы по мало-мальски приемлемым местам. (от меня – это всё что вы хотели знать про перспективы построения больших цифровых компаний в России)

– Компания будет и дальше ассоциироваться с Россией, у многих яндексоидов “много патриотических чувств”

– Одно дело, когда твой коллаборационизм существует в серой зоне. [Но у нас] всё происходит максимально внатяг, с максимальным сопротивлением — [насколько это возможно]. Обидно видеть комментарии, где люди пишут, что мы государственная компания. (то есть типа Яндекс сотрудничает “со скрипом”, а не с удовольствием)

– Про систему социального рейтинга, как в Китае, на основе Яндекса: Мне кажется, что, если общество будет лучше и больше знать о сильных и слабых сторонах своих граждан, то в целом мы все выиграем, потому что будем действовать эффективнее как большой организм (!). Мы постараемся чтобы систему не внедрили диким образом.

– “Белый список” для новостей на главной – есть. Потому что есть закон, который запрещает новостным агрегаторам публиковать материалы неаккредитованных СМИ. Поэтому угрызений совести разработчики алгоритмов не испытывают. (здесь я передам пламеннный привет левому пропагандистскому изданию Шрайбикус Ньюс, на который всерьёз ссылаются новости на главной Яндекса и дают на него ссылки)

– То, что сотрудники не продали акции вовремя – их проблема. Император (Парахин) говорит сотрудникам, как получили акции Яндекса – сразу же продавайте. (вот от этого я просто офигел, впервые вижу чтобы топы компании советовали скидывать акции поскорее и вкладываться в другие инструменты). (Яндекс потерял примерно половину стоимости за последние полгода, все кто устроился в последние год-два фактически потеряли то, на что целились.)

***

Почитал комментарии к видео – в основном, море негатива, слов поддержки нет. Для Яндекса невероятной сложности задача – строить свою кадровую политику в этой обстановке и делать что-то новое в технологиях.

История с поддержкой государства от “мы пытаемся противостоять” будет всё сильнее превращаться под силовым давлением в “мы поддерживаем”. Даже такое интервью Бережного – риск для компании. Компания потеряла сильнейший инструмент привлечения – опционы, и серьёзно потеряла в мотивации уже тех, кто в компании работает. Самые амбициозные воспользуются офферами с релокацией от глобальных компаний, как сохранить и привлечь новых “звёзд”-продактов и инженеров я не представляю.

Слово “этика” вообще всегда было словесным мусором для всех технологических компаний. Они над ним не задумывались. Я, признаюсь, не был исключением. Главное – оптимизация всего. Пилить крутой код, делать продукт, приносить больше прибыли, улучшать метрики. А для чего его можно применить – вопрос второстепенный. Показателен ответ про систему социального рейтинга – мы просто сделаем круто, а что дальше будет делать инструмент, так это пусть менеджеры решают.

Что я разрабатываю, для чего это будет использоваться, кому служат моих технологии? Думаю, это будет волновать тех, кто работает в технологических и цифровых компаниях всё сильнее. И это хорошо.